Представьте распространенную ситуацию 2022-24 годов в России: директор по закупкам промышленного предприятия нашел азиатского поставщика, проверил его в бизнес-реестре, заключил договор и оплатил поставку. А спустя 6 месяцев выяснил, что груза нет. Причины могут быть разные: банкротство, закрытие логистических маршрутов, санкции и так далее.
Директор смотрит на документы, которые ему прислали юристы, и недоумевает: а что он мог сделать иначе, чтобы это не допустить?
Вот что он обычно видит:
Мы бы тоже на его месте недоумевали потому, что почти все госреестры закрыты от иностранцев, большая часть корейских документов не подлежит нормальному переводу на английский язык, а информация в таких справках крайне скудная.
На частый вопрос “А как тогда доставать информацию” мы обычно отвечаем “Анализировать открытые источники”. Но что делать, если компания не светится в СМИ? Если это не IT-холдинг, а тяжелая промышленность, секретные разработки или попросту государственный контракт? Чтобы не оставаться голословными, мы решили проверить на практике, как много можно выяснить о компании, если она выполняет государственный оборонный заказ. В качестве примера мы взяли скандал вокруг Арктик СПГ-2 и корейской судостроительной компании Hanwha Ocean.
Справка:
В начале 2024 года российский бизнес узнал неприятную новость: НОВАТЭК – крупнейший частный производитель природного газа в России – не может получить 6 танкеров для реализации амбициозного проекта Арктик СПГ-2. А значит, доставлять газ по Северному-Ледовитому океану будет нечем. Дело в том, что единственным в мире производителем крупнотоннажных танкеров усиленного ледового класса является Южная Корея. Поэтому НОВАТЭК разместил и оплатил заказ у одного из лидеров южнокорейской судостроительной отрасли – Hanwha Ocean. Но в 2023 году в сделку вмешался Минфин США и наложил на нее санкции. Hanwha Ocean параллельно выполняла крупный заказ для ВМС Южной Кореи, поэтому была вынуждена отказать в поставке уже готовых танкеров, чтобы не потерять правительственный госконтракт.
Разбираемся, можно ли было за счет анализа внешних источников предсказать нарушения по договору поставок?
У компании есть официальный сайт: hanwhaocean.com на корейском и английском языках и ряд публикаций об успешно реализованных и планируемых бизнес-проектах. Кроме этого головная компания Hanwha Group периодически публикует сводную информацию о финансовых результатах, манипуляции с которыми помогают связать некоторые показатели именно с Hanwha Ocean.
Первым дело мы изучаем корейские справочники, открытую отчетность и официальные пресс-релизы компании, чтобы составить общее представление о ее деятельности. Вот что у нас получается:
Сводная информация о компании
Hanwha Ocean является крупной судостроительной морской организацией в Корее. Компания основана 11.10.1973 года и была приобретена Hanwa Group в 2023 году. Ранее компания называлась Daewoo Shipbuilding Industry Daewoo Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. На данный момент она осуществляет свою деятельность в Великобритании, Норвегии, Анголе, Греции, США, Индонезии, ОАЭ, Сингапуре, Японии и Бразилии. Основной бизнес: проектирование и производство различных кораблей и морских сооружений, таких как торговые корабли, оффшорные заводы, специальные суда, военные суда. Hanwha Ocean – один из лидеров на мировом рынке морской обороны, и рынка судов с различными экологически чистыми продуктами и технологиями. Предположительно владеет верфью на 4,9 миллиона квадратных метров в Геое для производства танкеров и эсминцев. По состоянию на конец декабря 2024 года внутренние суда верфи составляли 240 судов с 10 784 тысячи CGT.
KRX (идентификационный номер компании): 042660
Штаб-квартира находится в Кёнсан-Намдо, Южная Корея.
Адрес: 3370, Кодже-Даэро, 53302
Основная деятельность компании
Дальше переходим к анализу публичной отчетности Hanwha Group. Вот что нам будет интересно:
Финансовые показатели Hanwha Ocean
(по состоянию на 2024 год)
Продажи: примерно 7,5 трлн вон (~$5B)
Операционная прибыль: около 300 млрд вон (~$200M)
Чистая прибыль: около 150 миллиардов вон (~$100M)
Коэффициент долга: около 260%
Цена акций в декабре: 32 400 вон
Рыночная капитализация: приблизительно 7,3 триллиона вон (~$5B)
Количество сотрудников: около 13 000 человек.
Мы не будем сильно углубляться в финансовый анализ. Мы проделываем такую работу для более детальных исследований, но в данном случае наша цель иная, поэтому достаточно будет подтвердить, что компания имеет положительную инвестиционную оценку. Единственные опасения может вызывать высокий коэффициент долга в 260%. Если объяснить простым языком, это значит, что на каждый доллар собственного капитала у компании 2.6 доллара заемных средств. То есть она финансирует себя в основном за счёт долгов, а не акционерного капитала. Если вы встретите подобный показатель у обычных коммерческих компаний, обязательно проверьте собственные средства и структуру капитала у компании.
Давайте проверим положение компании на рынке. От чего оно зависит:
Опять же, мы не будем уходить в сторону от нашего эксперимента и учить вас проводить рыночные исследования. Нам интересна механика. Поэтому сразу напишем основные выводы, к которым вы придете проведя самостоятельный анализ:
Относительные финансовые показатели отрасли
На сегодняшний день южнокорейские верфи обеспечивают себе 62% мирового объема заказов по тоннажу, обогнав Китай. Это лидерство стало возможным благодаря тому, что правительство Южной Кореи увеличило инвестиционный бюджет на судостроение на 40% до 258,6 млрд вон ($178 млн) в 2025 году, сосредоточив внимание на экологически чистых технологиях, цифровизации и автономных системах.
Ключевые игроки корейского рынка: HD Korea Shipbuilding & Offshore Engineering, Samsung Heavy Industries, Hyundai Heavy Industries, SK Oceanplant, Hanwha Ocean. При этом анализ распределения бюджетных дотаций показывает, что от роста инвестиций выигрывают две компании: Hanwha Ocean (наш объект исследования) и Hyundai Heavy Industries (первый ключевой конкурент).
Проведем быстрое конкурентное сравнение по уже известным нам показателям:
Потенциал рынка
Судостроительная отрасль крупнотоннажных танкеров и эсминцев находится на подъёме, особенно в контексте милитаризации, роста мировой торговли и экологической трансформации. Основные возможности для роста: Милитаризация таких регионов как Тайвань, Южно-Китайское море и Арктика приводит к росту госзаказов на эсминцы, фрегаты и патрульные корабли.
Основные барьеры:
Контракты и стратегические клиенты
Это самый непростой раздел, так как предполагает методическую, последовательную, достаточно скучную работу по мониторингу инфополя. Забегая вперед отметим, что недостаточно искать новости в СМИ, связанные с названием компании. Часто пресс-релизы, новости, упоминания и комментарии могут упоминаться с использованием названия конкретного продукта, подразделения или, вообще, руководителя. Для этого необходимо заранее собрать все ключевые имена и названия, связанные с нужной компанией. Мы уже проделали эту работу и расскажем о ней в следующем разделе. А пока что вот результаты наших поисков:
Можно продолжать искать дальше, но мы остановимся на этом. Важно, что в процессе анализа мы начинаем обрастать новыми наименованиями, связанными именами и проектами. Они все важны для обогащения нашего поиска. Мы обязательно выносим их в отдельный документ, чтобы в дальнейшем провести отдельный поиск по новым зацепкам. В данном случае у нас набрался сразу ряд имен, например:
Всего мы собрали несколько десятков имен, а также 21 проект компании и около 40 партнеров, заключивших соглашения с Hanwha Ocean в 2023-2025 годах. Например, благодаря анализу владения удалось установить связь между Hanwha Ocean и такими корейскими организациями National Pension Service of Korea, Vanguard Group, BlackRock Fund Advisors, Shinhan Asset Management. Все эти данные нам пригодятся в будущем, а сейчас делаем вывод из анализа положения компании на рынке и движемся дальше.
Hanwha Ocean — значимый игрок на растущем рынке судостроения Южной Кореи, находящийся в процессе интеграции в группу Hanwha. Рыночная капитализация сопоставима с более крупными конкурентами. Финансовые показатели в 2024 году демонстрируют положительную динамику. Они ниже, чем у HD Korea Shipbuilding или HD Hyundai, однако Hanwha Ocean зафиксировала чистую прибыль, в то время как, например, Samsung Heavy Industries в 2024 году оставалась убыточной.
Слабым местом остаётся высокий коэффициент долга — около 260%, что ограничивает финансовую гибкость компании и увеличивает уязвимость к колебаниям ставок или внешнеэкономическим потрясениям. Сильной стороной является принадлежность к крупной финансово-промышленной группе Hanwha, что обеспечивает доступ к инвестициям, управленческим ресурсам и государственным заказам. Благодаря этим возможностям компания уже имеет десятки международных контрактов.
Перейдем к оценке активов и капитала. Ведь мы помним, что структура долговой нагрузки на компанию нас не устраивала.
Анализ экономической деятельности
Анализ ВЭД показывает, что Hanwha Ocean тесно сотрудничает с США. В 2023 и 2024 году она поставляла запчасти для судов и сотрудничала со следующими американскими компаниями:
Важны не только объемы поставок, но и вид ввозимой продукции. Таможенные реестры дают очень общее представление о закупках. Основная продукция ввозимая Hanwha Ocean:
Чтобы разобраться, для чего закупается материал, посмотрим глубже: нам понадобится знание устройства кораблей, которые производятся на верфи. В этом нам помогут корейские активисты, которые уже разобрали корабли “по винтикам”. К счастью, в Южной Корее много фанатов военно-морского флота, поэтому форумы и социальные сети помогают выяснить детали. Кстати, если корабль конкретной модели делают несколько предприятий, то искать информацию о судне можно в связке с именем конкурента. В данном случае это HD Hyundai. Их материалы помогут составить перечень деталей, из которых состоит судно, чтобы реконструировать цепочку поставщиков. Например, для полного оснащения FFX фрегата 3 класса требуется:
Оружие:
Компания-конкурент, которая выполняет аналогичный гособоронзаказ также подлежит внимательному изучению, так как участвует в конкурентной гонке. Технические прорывы, которые делает компания, будут находить свое отражение и в технологиях конкурента. Например, изучив материал журналистов Naval News, которые приехали на верфь в Ульсане, мы выяснили, что фрегаты типа "Чхунгнам" планируется вооружить арт-комплексами ближнего боя CIWS-II от компании LIG Nex1. Вероятнее всего такие комплексы будут поставляться не только в HD Hyundai. Подтверждение этой гипотезе мы находим на сайте ВМФ Южной Кореи
В общей сложности южнокорейский флот планирует принять на вооружение шесть фрегатов типа "Чхунгнам": три корабля должна поставить компания SK Oceanplant в 2026–2027 годах, еще два – Hanwha Ocean в 2027–2028 годах. Водоизмещение фрегата составляет 4300 тонн, длина корпуса – 129 метров, ширина – 14,8 метра. Оснащенный комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой типа CODLOG, корабль способен развивать скорость до 30 узлов. Штатное вооружение корабля включает 127-мм артустановку, противокорабельные ракеты SSM-700K, зенитные ракеты системы K-SAAM и 324-мм торпеды K-745.
Не всегда такая реконструкция возможна, так как порой у компании несколько поставщиков одного и того же оборудования. Но в данном случае у военных кораблей много уникальных деталей, которые поставляет только одно предприятие, часто иностранное.
Зная конструкцию судна мы представляем, какое оборудование должна закупать компания, чтобы ее ключевой производственный процесс не остановился. В платных реестрах мы находим контракты со следующими компаниями:
Кроме этого мы видим контракт с Oil States Industries Asia, которая, вероятно, поставляла компании тормоза, сцепления и лебедки. DK engineering consultancy joint stock CO также измерительное и электрическое оборудование, сосуды и еще часть аппаратуры. Аналогично восстанавливаем факт поставки со стороны Ge Tek electronics PVT LTD, Deepwater Pacific, Hailong Construction Joint Stock CO. Также анализ открытых источников позволяет установить факт сотрудничества с Rolls-Royce, CODLOG и оружейными предприятиями Южной Кореи.
Если бы мы выполняли заказ, связанный с конкурентной разведкой, мы бы отследили судна указанных компаний через специальные трекинговые ресурсы. Благодаря им мы бы узнали примерный срок поставок конкретного оборудования, и были в курсе задержек с поставками, которые могут повлиять на реализацию проектов или цену единицы товара. Однако сейчас нам не важен график и объемы поставок, поэтому перечня компаний будет достаточно. Каждую компанию мы проверяем на предмет ее аффилированности с конкретными странами, режимами, наличию санкций и компрометирующих сведений в отношении руководства компании. В данном случае мы обнаруживаем, что перечисленные компании зависят от государственных заказов и плотно сотрудничают с США.
После анализа ВЭД важно проанализировать внутренних партнеров. Для их поиска не существует таких же удобных реестров, поэтому мы действуем иначе: мы определяем наиболее специфическое оборудование и смотрим сайты корейских производителей. Они часто указывают крупных клиентов у себя на страницах, что играет нам на руку. Например, о партнерстве с Hanwha заявила компания Sungil-Turbine P&S, которая производит компоненты для высокотемпературных газовых турбин.
Владельцы компании
Согласно сайту, социальным сетям и отчетам компании, которым она делится с сотрудниками, владение акциями компании распределено следующим образом:
Согласно раскрытию информации, юридическими лицами, владеющими компанией, ранее являлись:
Более глубокий анализ позволяет собрать ряд взаимных фондов-держателей акций. Это будет крайне интересно в том случае, если нам важно выстроить цепочку владельцев.ТОП-3 фонда:
В данном анализе мы уже собрали информацию о контрольном пакете, а доли найденных фондов слишком малы, чтобы они могли влиять на функционирование компании, поэтому более подробный анализ фондов проводить нецелесообразно.
Лучше проанализируем тех, кто реально оказывает влияние на деятельность компании. В сети можно собрать данные об управляющей семье Hanwha Ocean – семье Ким.
Анализ руководителей
Hanwha – большая группа компаний, которая имеет матричный тип руководства, из-за чего на работу Hanwha Ocean может влиять одновременно несколько директоров. Придется проверить их всех. Что нас будет интересовать:
и так далее.
Данный раздел сильно зависит от наличия времени и ресурсов, которые вы готовы потратить на эту задачу. Часть информации о людях доступна в открытых реестрах или социальных сетях. Часть можно заказать или купить у соответствующей коммерческой организации или органа государственной власти. Если бы мы проводили крупное расследование, не исключено, что часть данных нам пришлось бы получать через журналистские запросы, посещение общих мероприятий и поиск общих знакомых.
Чтобы материал не превратился в огромное полотно, мы опустим информацию обо всех директорах, которые оказались не примечательными для нашего исследования. Ниже вы найдете общий список тех, кого мы анализировали, и любопытные факты о некоторых руководителях, которые будут нам полезны.
Цитата:
Hanwha Group пояснила, что «поскольку ожидается, что сотрудничество между Южной Кореей и США в судостроительном и оборонном секторах усилится после инаугурации администрации Трампа, вице-председатель Ким выделил время, чтобы представить деловые возможности Hanwha Ocean и Hanwha Aerospace на встречах с ключевыми должностными лицами в сфере обороны и безопасности нового правительства США, а также изучил возможности ведения бизнеса в США»
Ким Бонг-Кван (Kim Bong-hwan) – внешний директор Hanwha Ocean. Детство и молодость провел в Америке, получил образование в Вашингтонском университете и университете Мичигана. Является председателем Комитета по аудиту и Комитета по инсайдерской торговле Hanwha Ocean.
Шин Хенг-ли (Rhee Shin-hyung) – также внешний директор Hanwha Ocean. Имеет техническое образование (университет Айова) и большой технический и конструкторский опыт на предприятиях, в том числе американских. В частности работал ведущим инженером Fluent Inc. (США). Вероятно, является преемником опыта американских коллег.
Джордж Прескотт Буш – американский политик и адвокат, занимавший пост комиссара Главного земельного управления Техаса с 2015 по 2023 год. Член экс-президентской семьи Бушей. Будучи членом Республиканской партии он безуспешно боролся за выдвижение своей кандидатуры на выборах генерального прокурора Техаса в 2022 году. Он получил образование в Юридической школе Техасского университета. Ранее он основал St. Augustine Partners и, вероятно, до сих пор является бизнес-партнером Michael Best & Friedrich LLP, а также членом совета директоров Hispanic Republicans of Texas.
Занимал должность офицера разведки ВМС США, служил в Афганистане, после чего занял должность земельного комиссара Техаса. В его государственной деятельности прослеживается связь с Марком Рубио, о котором уже упоминалось в биографии Ким Донг-Квана.
Хён Нак Хи (Hyun Nak-hee) – внешний директор Hanwha Ocean. Окончила Гарвардскую юридическую школу, является действующим адвокатом штата Нью-Йорк, некоторое время проживала в США. Член аудиторского комитета компании. Любопытно, что в этом году истекает срок полномочий у 7 назначенных директоров Hanwha Ocean. Кроме того, в связи с избранием Д.Трампа на должность президента США и предстоящим усилением стратегического взаимодействия Hanwha Ocean планирует переназначить ряд внешних и внутренних директоров. Со слов пресс-секретаря компании “Это необходимо для большей интеграции и влияния США в области оборонных технологий и строительства судов военного назначения Южной Кореей”.
При изучении документов, содержащих повестку совещаний совета директоров, можно увидеть, что все директора, имеющие связи с США, остаются на своих постах либо продвигаются по карьерной лестнице. В структуре руководства появляется новое имя - Филипп Леви.
Филипп Леви, бывший президент SBM Offshore Americas, с недавних пор возглавляет подразделение офшорного бизнеса Hanwha Ocean. У Леви 25-летний опыт работы в отрасли, он имеет опыт руководящей работы, в частности в SBM Offshore Americas, China National Offshore Oil Corporation(CNOOC) в Гайане. Также он выступал консультантом ExxonMobil, Hess и CNOOC. Важно отметить, что в перечисленных компаниях он помогал в реализации проектов по разработке FPSO и СПГ, а также руководил проектами, связанными с разработкой сжиженного природного газа. Другими словами, он принимал непосредственное участие в проекте по производству шести танкеров для российского проекта Арктик СПГ-2 и мог напрямую влиять на время и детали наложения американских санкций. Анализируя пресс-релизы компании и публикации в СМИ, мы замечаем, что с момента его подключения офшорное бизнес-подразделение Hanwha Ocean расширяет свое присутствие, открывая глобальные бизнес-центры в Северной Америке и Европе. Это делается для расширения операционной модели, рассчитанной на интеграцию трех континентов — Азии, Европы и Америки.
Заключение
Мы видим, что Hanwha Ocean — глобально интегрированная компания, активно работающая в военной и судостроительной сфере, с прочными финансовыми, политическими и управленческими связями с США. Она имеет многомиллиардные контракты с крупными игроками (Evergreen, Hapag-Lloyd) и участвует в стратегических проектах с ВМФ Южной Кореи, ВМФ США, британской Babcock International, канадскими партнерами и др. Она активно усиливает свое присутствие в Северной Америке, открывая там бизнес-центры. При этом компания зависит от поставок комплектующих из США, что подтверждается сотрудничеством с Sulzer Pumps USA, Oceanus Aurora, Danners Inc. и другими. Все это делает её экономически и стратегически зависимой от американского влияния. На найденных данных видно, что американские управляющие представляют интересы Северной Америки в корпорации, делая ее одним из прямых бенефициаров.
Это приводит к сложностям и рискам сотрудничества для российских компаний. В частности, Hanwha Ocean сорвала поставки 6 танкеров для проекта "Арктик СПГ-2", после того как на сделку были наложены американские санкции в 2023 году. Приоритет был отдан выполнению военных заказов Южной Кореи, чтобы избежать потери стратегических контрактов. В текущих условиях взаимодействие с компанией несет значительные инфраструктурные и финансовые риски для российского бизнеса, сотрудничество с ней не рекомендуется.